Вместе с Аронофски и Ричи к зрителю вернулся и Дэвид Финчер. Полтора года назад он удивил своей детальной реконструкцией событий сорокалетней давности в «Зодиаке». Словно фильм снимал не создатель «Бойцовского клуба», а Клинт Иствуд или Стивен Спилберг. Своей новой работой – «Загадочным случаем Бенджамина Баттона» - Финчер не похож на самого себя. Такой стиль построения сюжета, скорее, похож на картины Пола Томаса Андерсона (например, «Магнолию»), чем на него. Что это? режиссер задался целью удивлять каждым своим новым фильмом? или просто повзрослел и остепенился? Если вспомнить предыдущие картины мастера, то напрашиваются оба ответа. «Семь» не был похож на третьего «Чужого» точно также, как очередная история об Эллен Рипли отличалась от финчеровских музыкальных клипов. «Игра» полностью построена на игре со зрителем, а «Бойцовский клуб» превратился в синоним «провокации». «Комната страха» - типичный клаустрофобный триллер. «Зодиак» исследует природу безумия. «Загадочный случай…» уже ни много ни мало претендует на звание притчи. Режиссер растет с каждым фильмом, и ему, как и Даррену Аронофски, требуется способ повествования, отличный от предыдущего. А это, что ни говори, признак большого мастера своего дела. Но не будем захваливать Финчера. По сути его новая картина во многом перекликается с другим основным кандидатом на «Оскар» - «Миллионером из трущоб» Дэнни Бойла. А вместе они сильно похожи на сверхпопулярного «Форреста Гампа» Роберта Земекиса. Похожесть их между собой заключается не только в некоторых сюжетных ходах (рассказ о необычном человеке; любовь, пронесенная через года; путешествия по знаковым местам; жизнь обычного человека на фоне Истории), но и в особом настроении, рождающемся во время просмотра, - радостью бытия. Кстати, о Дэнни Бойле. Он и на этот раз не изменил себе. Практически, всегда в его фильмах речь идет о деньгах. Начиная с «Неглубокой могилы» он твердил об их пагубном влиянии на жизнь. Но ему, в основном, не хватало легкости в рассказе. Тем страннее тот факт, что «Миллионер…» смотрится на одном дыхании. Наверно, за это надо благодарить второго режиссера картины – индуса Лавлина Тандана… Вернемся все же к творению Финчера. Сказать о том, что картина получилась волшебной, это все равно что промолчать. Волшебство в «Загадочном случае…» не только в сюжете, декорациях или гриме – им пронизана сама идея, достойная такого славного рассказчика, как Спилберг. Но не будем забывать, что это все-таки адаптация сюжета одного из лучших американских писателей – Ф. Скотта Фицджеральда, а он всегда стремился поведать читателям о них самих. Вот и главный герой – Бенджамин Баттон – все время рассказывает нам о том, кто мы такие, чем мы живем, чего боимся. Ему это простительно, ведь он развивается не так, как все. Родившись стариком, Бенджамин видит, как в доме престарелых, где он живет, умирают люди, жутко похожие на него. Но им-то 70-80 лет, а он только родился! Узнав так рано о том, что такое смерть, персонаж Брэда Питта осознает, что и сам не смертен. Правда, в его случае это будет походить скорее на рождение, чем на смерть… Фильм не о смерти, как может показаться в пересказе. Уже в прологе про часовщика ясен режиссерский посыл – не стоит забывать, что мы, прежде всего, живем. А значит, в этом заключается смысл нашего существования, и не стоит бесцельно бродить в поисках истины, которая всегда рядом. Если же вы любите, то вам повезло вдвойне, как и Бенджамину. Он нашел свою любовь в лице балерины, пусть им и не суждено жить полноценной жизнью. Зато Дэйзи успела побыть для него и другом, и любовницей, и женой, и, конечно же, матерью. Жизнь, любовь, дружба… все семейные ценности органично сплелись в картине Финчера. Но помимо наполнения ему, как всегда, удалось создать и захватывающий сюжет. И это при том, что в нем мало действия. На протяжении всех двух с половиной часов мы увидим всего лишь один морской бой во времена Второй мировой да несколько трупов, что удивит многих, смотревших «Бойцовский клуб» и «Семь». Но фильм как раз и ценен мелочами: житейскими замечаниями, байками старожилов, мудрыми фразами. И в этом нет ничего удивительного. Ведь над сценарием работал один из самых талантливых сценаристов Голливуда – Эрик Рот (кстати, именно он написал сценарий «Форреста Гампа»). Ценен фильм и актерскими работами. Всего сложнее, конечно, пришлось Брэду Питту – он, практически, всегда в гриме и цифре. Да и функция его – носитель некой истины – ограничивала в выборе актерских средств. Тем не менее, образ получился цельный и добротный. Гораздо интереснее выглядит женский ансамбль. Кейт Бланшетт, как всегда, доказала нам, что ей доступен любой диапазон ролей. Великолепна в небольшой, но важной для идеи картины, роли пловчихи Тильда Суинтон. Но, пожалуй, стоит большее внимание обратить на Тараджи П. Хенсон, сыгравшую приемную мать Бенджамина. Учитывая то, что у нее черный цвет кожи, то, скорее всего, ей и достанется «Оскар» за лучшую роль второго плана. Честно говоря, это будет верным решением, потому что роль получилась колоритной. В картине Дэвида Финчера не раз повторяется мысль о ценности каждой жизни, какой бы она ни была. Трудно поспорить с этим тезисом. Нам остается только узнать, кто же из двоих – Дэнни Бойл или Дэвид Финчер – станет обладателем заветной статуэтки. Чье восприятие ценности жизни больше по душе – Джамаля или Бенджамина? И какая любовь большая нужна – жертвенная или с песнями и плясками? Это все будет совсем скоро, а пока предлагаю насладиться этими двумя безупречными работами в кинотеатре. И не забудьте, что счастье всегда рядом – его достаточно ухватить лишь за хвост… |