Немецкие ученые считают необходимым оснащать автомобили внешними подушками безопасности, защищающими пешеходов от удара о лобовое стекло. Если вмешается руководство Евросоюза, соответствующие требования могут быть приняты уже в 2008-м. Институт автомобилестроения в немецком Ахене (IKA – Institut fur Kraftfahrwesen Aachen) выступил с новой инициативой. После серии испытаний специалисты намерены предложить руководству Евросоюза ввести новое требование к автопроизводителям. Немецкие исследователи считают, что только подушки безопасности для пешеходов, устанавливаемые в обязательном порядке на все серийные автомобили, помогут добиться цели, поставленной ЕС: к 2010 году снизить количество смертей на европейских дорогах наполовину.
По мере роста безопасности автомобилей для находящихся в нем пассажиров – внедрения новых электронных систем, помогающих водителю в сложных ситуациях, установки большого количества подушек безопасности различного типа, – все более очевидной становилась незащищенность пешеходов при авариях. До недавнего времени автопроизводители практически не утруждали себя вопросом безопасности их продукции для «безлошадных» участников движения.
Единственной сколько-нибудь важной разработкой в этой области стало изобретение «подпрыгивающего» капота, которым пока оснащается только Citroen C6 и новый Jaguar XK.
Принцип его действия довольно прост: при наезде на пешехода капот приподнимается с помощью пиропатронов или пневматики, смягчая удар пешехода о несминаемые компоненты автомобиля. Однако наибольшую опасность, по утверждению немецких специалистов, при падении пешехода на капот представляет удар головой о лобовое стекло или передние стойки крыши. Травмы головы, полученные таким образом, являются причиной 80% смертей пешеходов на дорогах Европы. Всего в европейских ДТП погибает около 4,6 тыс. пешеходов в год – это 20% от всех жертв автокатастроф. В странах с высокой плотностью населения этот показатель может достигать 30%. IKA предлагает устанавливать на стыке капота и лобового стекла подушку безопасности, предотвращающую удар пешехода о стекло или стойку. Механизм ее работы такой же, как у подушек, давно устанавливаемых в салоне автомобиля: при наезде на пешехода датчики в бампере подают сигнал, воспламеняющий газовый заряд, который, в свою очередь, практически моментально надувает подушку. Подушка раскрывается навстречу телу со скоростью около 300 км/ч – этого почти всегда достаточно, чтобы полностью остановить тело перед его соприкосновением с капотом и лобовым стеклом. По оценкам экспертов, подушка снижает вероятность серьезной травмы головы на 90%, травмы в области торса – на 50%.
Уже решена проблема с обзорностью для водителя: Toyota предлагает делать внешние эйрбеги из материала, представляющего собой сетку с микроскопическими отверстиями. Автопроизводители пока скептически относятся к возможности массовой установки внешних подушек безопасности. «Выстреливающий» капот обходится дешевле, и, скорее всего, именно эта опция вскоре получит распространение на серийных автомобилях. Однако в институте предупреждают, что он не всегда спасает от удара головой о лобовое стекло или передние стойки, тем более что у новых моделей передняя часть становится все короче. Немецкие ученые считают, что внешние эйрбеги – достойный повод для вмешательства руководства ЕС, которое могло бы сделать их применение на всех автомобилях обязательным. Такое решение, полагают они, может быть принято уже в 2008-му. |