Японская полиция поймала преступную группировку, вывозившую ворованные машины в Россию. Японцы, получив страховку, не спешат искать свои автомобили у нас, а россияне, купившие краденую «праворульку» случайно, рискуют оказаться за решеткой вместо угонщиков. В понедельник главное полицейское управление Японии заявило, что в токийском регионе была задержана преступная группировка из 12 человек, продававшая в Россию угнанные автомобили. По данным следствия, с ноября 2004 года преступники вывезли через порт Иокогамы около 300 дорогих «японок». Российские покупатели чаще всего заказывали ворам внедорожники Toyota Land Cruiser.
Владелец автосалона из Владивостока Сергей Белов рассказал «Газете.Ru», что хотя угнанные из Японии праворульные иномарки на Дальнем Востоке попадаются, массовой торговли краденым уже нет.
«В начале 90-х, когда торговля «японками» только начиналась, везли много краденых машин, причем совершенно не обязательно дорогих. Затем несколько лет назад в городе прямо на дороге постоянно проверяли дорогие «японки»: делали ванночку из пластилина вокруг номера на кузове, наливали какую-то жидкость и просвечивали. Из-за этого сплошной поток ворованных тачек прекратился, сейчас это скорее редкость. Такие мероприятия уже не проводятся», – рассказал Сергей. «Сейчас ввозом ворованных машин занимаются специальные люди. Чаще всего они привозят «Лэндкрузеры» или «Хэриеры» (Lexus Harrier – под таким названием в Японии продаются RX300). Их заказывают на запчасти, и будущий покупатель прекрасно знает, на что идет, – пояснил он. – Если необходима дешевая машина, то люди везут себе не ворованные автомобили, а «конструкторы». На Дальнем Востоке так называют японские машины, привезенные в Россию в разобранном виде для того, чтобы сэкономить на таможне. Растаможка запчастей гораздо меньше пошлины на собранный из них автомобиль. А легализуется «конструктор» по уже имеющимся документам, которые, например, остались от не подлежащего восстановлению, но давно растаможенного в России автомобиля. Любой купивший ворованный автомобиль рискует его в ближайшее время потерять. Причем то, что автомобиль прошел таможенную проверку, абсолютно не гарантирует его юридической чистоты. Приморские таможенники периодически обнаруживают подозрительные автомобили в партиях «японок», прибывающих в Россию. При этом на таможне машины никто на угон по базе Интерпола не проверяет. А если российские таможенники все-таки обращаются в правоохранительные органы Японии с заявлением, что у них находится подозрительный автомобиль, японцы его выручать не торопятся. «На моей памяти лишь однажды хозяин из Японии вернул свою угнанную машину. В большинстве случаев машины застрахованы, как правило, они уже не новые, и хозяева предпочитают не связываться с дорогостоящим поиском», – рассказала сотрудница пресс-службы Дальневосточного таможенного управления Полины Стецуренко. В результате подозрительная машина получает российские таможенные документы, и привезший ее человек может продавать автомобиль дальше. Продать он ее сможет беспрепятственно, а вот у нового хозяина при регистрации, скорее всего, возникнут проблемы.
В России краденные за границей иномарки обнаруживают, когда новый владелец регистрирует ее в ГАИ.
Вполне возможно, что и при регистрации из-за низкой квалификации эксперта автомобиль не вызовет подозрений. А потом во время проведения техосмотра криминалист вдруг выяснит, что машина на самом деле краденная. В таком случае ее придется вернуть владельцу.
По словам председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, если новый владелец купил угнанный автомобиль у физического лица, то он скорее всего лишится и денег, и автомобиля: «Автомобиль вернут тому, у кого его украли. А получить обратно деньги за такую покупку можно только с салона, да и то при условии, что есть соответствующий пункт в договоре. Обычные комиссионки в таких случаях тоже пытаются уйти от ответственности. А физическое лицо после сделки найти практически никогда не удается», – рассказал Янин.
Правда, по словам представителя российского бюро Интерпола, краденные праворульные иномарки попадают в Россию гораздо реже, чем машины, угнанные из Европы или Америки.
«Япония подписала соглашение с Интерполом, и угнанные машины попадают в нашу базу. Однако в России по угонам по прежнему лидируют «немцы», японские иномарки им составить конкуренцию здесь не могут, особенно в центральной России», – рассказал эксперт.
Кстати, по словам собеседника «Газеты.Ru», криминальной может оказаться и та машина, которую никто никогда не похищал. «Сейчас в развитых странах очень распространены страховые мошенничества, жертвами которых часто становятся наши автомобилисты», – рассказал собеседник. По этой схеме владелец сначала продает свою машину российскому перегонщику, но по липовым документам. Машину из Германии без проблем вывозят, а когда она уже продана и зарегистрирована в России, «пострадавший» подает ее в угон: «Он был на даче, машина стояла в гараже, приехал через месяц, а ее нет». В результате ему страховая компания еще раз выплачивает стоимость автомобиля и начинает искать его сама. С помощью базы Интерпола машину по VINу находят во время очередного проведения техосмотра и отбирают ее у нового владельца, а ему еще приходится доказывать, что он честный покупатель и в этой махинации не участвовал», – признались в Интерполе. |