В среду в Госдуме состоялось первое заседание рабочей группы «Единой России» по реализации партийной программы «Безопасные дороги». По признанию самих авторов, их инициатива во многом дублирует федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012», утвержденную правительством РФ в начале 2006 года. Однако, как ранее заявил в интервью Интерфаксу один из руководителей группы депутат Александр Коваль, у единороссов денег на повышение безопасности движения нет, в отличие от ФЦП, на которую правительство выделило почти $2 млрд. Единственное, что реально сможет делать рабочая группа, это создавать видимость работы – организовывать круглые столы и печатать брошюры. «Гвоздем» заседания рабочей группы стало выступление депутата Владимира Плигина, который решил в который раз проанонсировать единственную реальную меру «Единой России», направленную на повышение безопасности дорожного движения, – законопроект, предусматривающий значительное ужесточение автомобильной 12 статьи КоАП. В проекте прописано повышение штрафов за нарушение ПДД в 5 – 15 раз, возможность штрафовать владельцев автомобилей на основании видеозаписи без учета того, кто сидел за рулем, и возвращение на дороги незаконной эвакуации автомобилей, которая и так ведется в некоторых регионах России.
Кроме этого, в законопроекте предусматривается административный арест на 15 суток для нетрезвых водителей, которые либо не получили права, либо их лишены. Оправдывая эту меру, Плигин заявил, что проект создавался с учетом «национальных российских привычек», и 15 суток – это еще очень мягкое наказание. «У нас самый либеральный закон по отношению к пьяным водителям в Европе», – заявил Плигин. Развивая тему российского пьянства, Плигин формально признал, что считает большую часть населения своей страны пьяным быдлом, заявив, что в России не получится применить английский опыт демонстрации по телевидению последствий реальных ДТП: «У нас так сделать не получится. С утра с бодуна не очень такую информацию воспринимаешь». Причем Плигин сам признает, что предлагаемый им законопроект не имеет никакого отношения к борьбе с коррупцией в рядах гаишников и даже наоборот может существенно повысить их доход. «Я допускаю, что повышенная плата за правонарушение на дороге может попасть не совсем в бюджет, но такие меры все равно приведут к тому, что нарушать станет накладно, и ДТП в результате несоблюдения правил дорожного движения станет меньше».
Правда, по мнению правозащитников, повышая взятки, уменьшить количество правонарушений невозможно. «Развращенные сотрудники правоохранительных органов никогда не будут заботиться о безопасности дорожного движения. Их будет интересовать только собственная нажива. А значит, они будут вымогать деньги, провоцировать и фабриковать правонарушения», – считает депутат Виктор Похмелкин. Другой участник рабочей группы единороссов – глава ГАИ России Виктор Кирьянов также заявил, что никаких радикальных мер по борьбе с коррупцией в его ведомстве не планируется. Кроме этого, он существенно понизил статус широко освещаемой СМИ проверки, которую сейчас проводит в ГИБДД Генпрокуратура. «Мы знали об этом, министр предупредил, что она будет. Это плановая проверка», – заявил он. При этом Кирьянов заявил, что он в курсе, что его коллеги берут взятки, и даже сделал предположение о масштабах проблемы: «За прошлый год в России на дорогах было зафиксировано около 45 млн. правонарушений. А на самом деле, по нашим данным, их в 10 раз больше». По его словам, причиной такого расхождения официальной статистики и действительности вполне может быть то, что водители «откупаются» от гаишников.
Смертность на отечественных дорогах растет не только за счет нарушителей, но и из-за несвоевременной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Причем, по мнению директора НИИ Склифосовского Могели Хубутия, для того, чтобы спасать больше жизней, необязательно покупать вертолеты, а можно просто начать учить представителей всех служб, которые приезжают на место ДТП, азам первой помощи. «Получается так, что на асфальте лежит пострадавший, у которого из сонной артерии выливается кровь, а рядом стоит инспектор ГИБДД и спокойно ждет скорую помощь. А чтобы помочь человеку, нужно всего лишь пальцем дырку в артерии зажать». Услышав это обвинение, Кирьянов, вступаясь за своих подчиненных, заявил, что они стоят и смотрят только из-за того, что не имеют право оказывать первую помощью. Его поддержал заместитель директора департамента оперативного управления при МЧС Андрей Легошин, заметив, что сотрудники его службы также не имеют право оказывать первую помощь, и по этой причине страховые компании, застраховавшие здоровье пострадавшего, могут отказываться выплачивать ущерб или предъявлять претензии к спасателям. В результате было решено, что гаишников и мчсников надо учить оказывать первую помощь и разрабатывать для них специальный государственный сертификат, а замминистра транспорта Евгений Москвичев предложил учить накладывать шину и делать искусственное дыхание и самих водителей: «Почему бы Минобразованию не ввести в программу подготовки водителей 10 часов на обучение первой помощи».
Но, по мнению Похмелкина, отсутствие утвержденного сертификата у сотрудника ГАИ или МЧС не оправдывает бездействие перед истекающим кровью человеком. «То, что инспектора ГИБДД и МЧС не имеют право оказывать первую помощь, не оправдание. Любой гражданин, когда видит, что на дороге лежит пострадавший, имеет право подойти и оказать помощь, не требующую специальной медицинской подготовки», – пояснил он. В конце заседания директор всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Сергей Гончаров обвинил дорожников в том, что при строительстве дорог они не учитывают возможности человеческого организма: «У нас такие знаки разметки, соединения дорог, что у водителей не хватает психо-физических возможностей в эти дороги вписываться». А депутат Плигин, видимо решив, что ужесточения административной ответственности для водителей будет не достаточно для существенного повышения безопасности дорожного движения, предложил еще одно революционное мероприятие по борьбе с несознательностью на дорогах. Депутат решил водить в морг 15-летних детей, чтобы они могли посмотреть на трупы после ДТП, «например, в тот же институт им. Склифосовского». |