Глава российского правительства Виктор Зубков подписал распоряжение о присоединении России к международной системе страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по схеме «Зеленая карта». С 1 января 2009 года российским автомобилистам, как и всем гражданам Европы, при выезде за границу на автомобиле не нужно будет приобретать обязательный страховой полис государства места прибивания. В случае ДТП водитель сможет предъявить «зеленую карту», купленную у своего страховщика в своей стране. Расчеты между страховыми организациями по этой схеме ведутся через национальные бюро, которые, в свою очередь, связаны с международным бюро в Брюсселе. В каждом конкретном ДТП определение о выплате и ее размерах определяются в соответствии с национальным законодательством страны, в которой произошла авария. Помимо Европы «зеленая карта» действительна на территории Марокко, Мальты, Израиля, Турции, Ирака, Туниса, Ирана и Кипра.
В соответствии с распоряжением правительства Российский союз автостраховщиков (РСА) признается национальным бюро по страхованию автовладельцев по этой системе. Таким образом, РСА должен будет сформировать фонд для страховых выплат и назвать компании, которые будут продавать российские «зеленые карты», действительные за рубежом.
Cейчас для того, чтобы выехать за границу на своей машине, российские автомобилисты должны переплачивать за «зеленые карты» иностранных страховых компаний, которые перепродают отечественные страховщики со своей наценкой.
В московских страховых компаниях «зеленую карту» на 15 дней можно приобрести за 19 евро при условии, что автомобиль будет ездить только по странам Евросоюза. При въезде в страны, не входящие в Евросоюз, цена страховки увеличивается. Так, маршрут, проложенный в Австрию через Белоруссию, будет стоить 30 евро.
Так же ситуация обстоит и для иностранцев, въезжающих на территорию России: в зависимости от срока пребывания они должны приобретать отечественный полис ОСАГО. Кроме России в числе европейских стран в соглашение пока не входят Армения, Азербайджан и Грузия.
В РСА «Газете.Ru» пояснили, что сейчас идет работа по формированию тарифов для полисов «Зеленой карты»: после того как они будут созданы, их направят на утверждение в Минфин.
«Для нормальной работы «Зеленой карты» в России понадобятся дополнительные изменения в ряде законодательных актов», – рассказывает заместитель директора российского бюро «Зеленая карта» РСА Сергей Разуван. Главным плюсом отечественных «зеленых карт» для российских автомобилистов будет информационное сопровождение водителей за рубежом. Российский гражданин сможет по телефону получить консультацию русских специалистов. «Это делается для того, чтобы они не оказались виновными только потому, что они иностранцы», – комментирует собеседник. По оценкам РСА, российские страховщики смогут начать торговать новыми полисами уже 1 января 2009.
Сейчас уже 23 российские страховые компании – члены РСА готовы участвовать в новой услуге по страхованию. Для участия в программе каждая компания внесет по 500 тыс. евро, что покрывает весь объем обязательств бюро в размере 11 млн евро.
Однако в самих страховых компаниях пока смотрят на перспективу «зеленых карт» с осторожностью.
«Пока не известны тарифы и риски, нельзя говорить о том, что это прибыльный бизнес», – говорит заместитель директора центра страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин. По его мнению, «Зеленая карта» «убьет», безусловно, выгодный вид страхования – ОСАГО въезжающих из-за рубежа. Для российских граждан, по мнению Абалакина, новая страховка упростит бумажные процедуры. |