В ближайшем будущем выборы органов власти через интернет могут стать реальностью. В ряде государств подобная практика уже имеет место. Последней из стран, рассмотревших возможность участия в электронных выборах, стала Литва. В России такая система может быть реализована не ранее, чем через пять-семь лет.
Литовский проект электронного голосования стартовал в ноябре 2006 г. На заседании Сейма Литвы было решено, что жители страны смогут во время выборов и референдумов голосовать через интернет. Абсолютное большинство парламентариев поддержали идею: 52 депутата проголосовали «за», лишь 9 были «против» и 20 воздержались. 9 января 2007 года 14 тысяч литовских граждан обратились в Сейм в поддержку этого начинания. Примечательно, что петиция была передана в электронном виде. Свои подписи под ней поставили в том числе граждане Литвы, проживающие за рубежом: в Великобритании и США. Концепция интернет-выборов была разработана Центральной избирательной комиссией Литвы. Согласно документу, для такой системы будет не важно, где находится голосующий гражданин. Ему необходимо лишь присутствовать в списках ЦИК Литвы и иметь банковскую историю в одном из банков. Разработчики, правда, считают, что система является незаконченной и потребует некоторого усовершенствования.
Приблизительная стоимость воплощения проекта в жизнь - €600 тыс. Такая сумма потребуется для установки первичных элементов новой системы. По предварительным подсчетам, техника для расшифровки данных и электронные урны обойдутся в €30 тыс., на специализированный софт уйдет около €150 тыс., на сервисное обслуживание системы, аудита, и оповещение общественности - €440 тыс.Ожидается, что средства, затраченные последующие выборы, будут значительно меньше.
Между тем, специалисты весьма скептически настроены в отношении эффективности функционирования таких систем. Денис Зенкин, директор по маркетингу компании InfoWatch, комментирует нововведения в выборном процессе Литвы так: «К любой автоматизации в социально значимом сегменте жизни общества, особенно таком, как политика, я отношусь настороженно, если не сказать негативно. Мой опыт работы по автоматизации инфраструктуры крупных компаний показывает, что самые продуманные системы, как бы гладко ни шла работа в их рамках на начальном этапе, в дальнейшем обязательно обнаруживают в себе дыры. Через них возможны серьезные сбои, утечки и возможности манипуляции».
«Любая автоматизированная система, по сути, черный ящик, - отмечает г-н Зенкин. - Мы видим, как туда попадает информация, мы видим эту информацию на выходе, но вот что и как происходит с ней внутри, никто кроме разработчика не знает. При передаче данных, я считаю, риск махинаций минимален, так как существуют достаточно серьезные инструменты защиты каналов связи. Но что будет с этой информацией на местах, каковы права операторов, которые будут ее обрабатывать — все это большой вопрос».
Тем не менее, наш собеседник согласился с преимуществом электронного голосования в скорости подсчета голосов и полагает, что со временем выборы через интернет вытеснят привычную систему политического волеизъявления народа. «Но мне, как специалисту, этого очень бы не хотелось, потому что информатизация этой сферы общественной жизни представляет слишком большое поле для махинаций, а между тем голосование в условиях современной политической ситуации - это очень серьезно», - подчеркнул Денис Зенкин.
С ним согласен Михаил Савельев, ведущий специалист компании «Информзащита»: «Вопрос подтасовки здесь непринципиален. Скорее важно то, как будет управляться система с точки зрения криптографии: ведь необходимо будет использовать электронную цифровую подпись, специальный софт, ключи, средства хранения полученных данных и т.д. Как все это организовать в масштабах государства, пусть и небольшого? Как решить вопрос управления жизненным циклом ключей? Как поступать в случае потери избирателем своего ключа? Также неясно, какое решение выбрать в качестве базового: e-token, smart-карту, по каким критериям? Все эти аспекты потребуют создания гигантской стандартизированной инфраструктуры. Также встает вопрос компьютерной грамотности населения. Ведь одним из неразрешимых вопросов с такими системами, например, в России, является принципиальная невозможность проследить путь своего голоса от электронной урны до конечного пункта учета. Урна выдает вам подписанную ей же квитанцию, о том, что вы проголосовали и ваш голос учтен. Но урна подписывает это автоматически, и она подпишет что угодно, что запрограммируют в нее, например, сотрудники госслужб. Все упирается в принципиальное доверие к избирательной системе, а не к ее конкретному инструменту».
Случаи подтасовки или учета «мертвых душ», по мнению г-на Савельева, решаются с помощью единого портала электронных выборов и прозрачной системы отслеживания пути голоса от урны до конечной статистики и обратно. По его словам, такая система реализована в Италии. Тем не менее, он отметил, что «может быть, в масштабах такой компактной страны, как Литва, организовать эту систему имеет смысл».
«Кроме того, интернет-выборы бесспорно удобны для тех граждан, которые в момент голосования находятся за пределами своей страны», — подытожил Михаил Савельев. Стоит отметить, что подобная система действует в некоторых странах. По информации экспертов, положительные примеры использования электронного голосования были в Пуэрто-Рико, Венесуэле. Австрия тестирует интернет-голосование в университетах, Германия – в корпорациях. Португалия провела два общенациональных теста. Настоящие электронные выборы проводят пока в небольших муниципалитетах Швейцарии, областях Голландии и некоторых штатах США. Испания объявила о создании электронного правительства для басков, которые будут выбирать его путем интернет-голосования. Франция собирается использовать интернет-голосование для своих граждан, живущих за рубежом. В полном масштабе перейти на электронное голосование пока решила только Эстония. В то же время в ряде штатов США и в Ирландии граждане высказались резко против интернет-выборов.
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Александр Вешняков считает, что введение в России голосования с помощью интернета возможно не ранее, чем через пять-семь лет. Г-н Вешняков убежден, что перспектива появления электронных выборов не очень близкая, поскольку в настоящее время в России недостаточно много пользователей интернета. По его словам, играет роль наличие ряда проблем, прежде всего, в области защиты информации. Тем не менее, глава ЦИК уверен, что в России вполне возможна разработка системы электронно-сенсорного голосования.
|