По обращению Генеральной прокуратуры Федеральной службой по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россвязьохранкультуры) была проведена выборочная проверка операторов сотовой связи на предмет использования ими русского языка. Поводом для проверки, как говорится на сайте Россвязьохранкультуры, послужили многочисленные жалобы абонентов на рассылки операторами SMS-сообщений рекламного и информационного характера на основе латиницы. Россвязьохранкультуры выдала операторам соответствующие предписания и предупредила, что при последующих проверках рассылка ими в подобном виде SMS будет расцениваться как нарушение.
Написание русского текста буквами латинского алфавита (такой прием получил название транслит) впервые стало применяться в начале 90-х годов вместе с появлением в России интернета. Причина этого заключалась в отсутствии в тогдашних компьютерных системах поддержки русского языка, либо использование различными программами несовместимых друг с другом стандартов русских кодировок. К концу 90-х проблема с поддержкой русского при интернет-коммуникациях решилась, и сейчас к транслиту прибегают, в основном, в случае выхода в интернет с зарубежных нерусифицированных компьютеров. Однако тогда же, в конце 90-х, началось повсеместное увлечение отправкой с мобильных телефонов коротких текстовых сообщений (SMS), и ситуация вновь повторилась: из-за отсутствия поддержки в телефонных аппаратах набора текста на русском языке абоненты вынуждены были использовать транслит. Постепенно на рынке стали появляться полностью русифицированные телефоны, но первое время посылать с них сообщения в кириллице было проблематично: в случае посылки такого текста абоненту, телефон которого не поддерживает русский, получатель не мог прочитать сообщение.
На сегодняшний день подавляющее большинство SMS-сообщений отправляются в России в кириллице, однако сообщения, автоматически рассылаемые операторами своим абонентам, приходят в транслите. Это может быть как реклама, так и полезная информация: сообщения о пропущенных вызовах, балансе счета, изменении тарификации услуг и т.д. Рассылка операторами сообщений в транслите уже вызывала возмущение общественных деятелей, но впервые в данный вопрос вмешались государственные органы. Россвязьохранкультуры мотивирует свои действия сразу тремя законами: Законом "О связи", обязывающим операторов общаться с абонентами на русском, Законом "О государственном языке", дающим такой статус русскому, и Законом "О языках народов России", в соответствии с которым алфавитом как для русского, так и для языков различных республик России является кириллица. Сами сотовые операторы поясняют, что, в первую очередь, действуют в интересах своих же абонентов. "Не все телефоны наших пользователей поддерживают кириллицу, и в случае отправки им сообщений не в транслите они не смогут их прочитать, - говорят в "Мегафоне". - К тому же сообщения в кириллице занимают ровно в два раза больше места, чем в транслите (при наборе текста в латинском алфавите на каждый символ отводится один байт, тогда как в случае кириллицы - два байта), а поскольку длина сообщения ограничена 160 байтами, в одно сообщение может не поместиться вся информация".
Эксперты разделяют позицию телекоммуникационных компаний. "Обязать операторов отправлять сообщения только в кириллице будет некорректно по отношению к пользователям, - рассуждает Андрей Тимошин из Общества потребителей мобильной связи. - Во-первых, количество старых телефонов, не умеющих читать кириллицу, не так уж и мало - например, свой старый Siemens C25 я отдал своей бабушке, которая прекрасно им пользуется. Во-вторых, многие россияне покупают нелегально ввезенные телефоны либо приобретают телефоны за границей, вследствие чего они также могут быть лишены возможности работать с кириллицей. Наконец, в Россию приезжает немало иностранцев, которым надо присылать сообщения не то что в транслите, а вообще на английском языке".
Впрочем, пресс-секретарь Россвязьохранкультуры Евгений Стрельчик заверил, что в одностороннем порядке запрещать операторам использовать транслит никто не будет. "Мы соберем специальное совещание по данному вопросу с представителями телекоммуникационных компаний, где заслушаем все их доводы и постараемся выработать приемлемое для всех решение", - сообщил г-н Стрельчик. "Было бы хорошо, если бы действия Россвязьохранкультуры простимулировали операторов давать пользователям возможность самим выбирать, на каком языке и алфавите они хотят принимать сообщения", - резюмирует г-н Тимошин. |