Старейший в мире якорь был обнаружен в Эгейском море возле турецкого порта в городе Урла.
Специалисты датируют якорь примерно седьмым веком до нашей эры. Он был найден в донных отложениях на глубине полутора метров под слоем керамических осколков. Сам якорь сделан из дерева, железная деталь на нем всего одна - это наконечник "лапы". По словам Михала Арци, археолога из Университета Хайфы, руководителя исследований, якорь принадлежал древнегреческим судам, которые пострадали от землетрясения. Видимо, "лапа" отвалилась, когда корабли спешно снимались с якоря. Несмотря на это, в распоряжении ученых все равно имеются все остальные фрагменты древнего якоря.
Урла - один из самых древних портов. В его районе и раньше обнаруживались находки времен древних греческих и римских цивилизаций. Однако примерно в VI в. до н.э. порт был практически полностью разрушен землетрясением - ученые предполагают, что город попросту "сполз" в море. Как только раскопки в гавани закончатся, ученые смогут восстановить точную картину происшедшего и определить точную причину бедствия.
Тем временем якорь уже вызвал нешуточные споры среди экспертов. Так, Кемаль Пулак, профессор Техасского университета, считает, что находка может и не являться старейшим в мире якорем: "В Маззароне (Испания) также был найден прекрасно сохранившийся "однолапый" деревянный якорь, который датируется серединой седьмого столетия до нашей эры". Однако даже в том случае, если находка и не является "дедушкой" всех современных якорей, все равно это необычайно важное открытие.
В 2006 г. проводились не менее масштабные раскопки, во многом изменившие современные представления о древних судах - в Египте на побережье Красного моря были обнаружены детали самых древних в мире морских судов. Их возраст оценивался примерно в четыре тысячи лет. Это открытие доказало, что египтяне не ограничивались путешествиями по Нилу, как полагалось ранее, а осуществляли и дальние плавания. Археологами были обнаружены шесть крупных пещер явно искусственного происхождения, входы в которые были засыпаны песком. Они, предположительно, служили перевалочным пунктом для дальних морских экспедиций. В пещерах были найдены деревянные фрагменты судов, бухты канатов, якоря, ящики для товаров и другие корабельные принадлежности. По оценкам специалистов, численность участников древней экспедиции могла достигать 3,7 тыс. человек. |