На фоне постоянного роста цен на бензин и угрозы его дефицита все сильнее звучат разговоры о так называемом биотопливе - этаноловом горючем, вырабатываемом из сельскохозяйственных культур с высоким содержанием сахара и крахмала, использование которого никак не отражается на ходовых характеристиках автомобиля. Однако американские ученые из Университета Висконсин-Мэдисон предлагают еще более качественную альтернативу бензину: по их мнению, сахар, содержащийся в таких фруктах, как яблоки или апельсины, может быть преобразован в новый вид экологически чистого топлива для двигателя внутреннего сгорания.
В своей статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи-физики утверждают, что топливо диметилфуран, получаемое из обычной фруктозы, куда более энергетически насыщенное, нежели этаноловые аналоги, применяемые в настоящее время: по расчетам ученых, "фруктовое" топливо способно вырабатывать на 40% больше энергии. Кроме того, еще одно преимущество такого горючего заключается в том, что его можно легко получить либо напрямую из фруктов или растений, либо путем переработки глюкозы. Впрочем, сами ученые признают, что для полной оценки воздействия диметилфурана на окружающую среду необходимы дополнительные углубленные исследования.
В свою очередь, их британские коллеги заявляют, что с таким же успехом биодизельное топливо можно получить из любого отходного материала, включая древесину, сорняки, потребительские продовольственные товары и даже полиэтиленовые пакеты.
Пока же в мире существует несколько видов альтернативного, а если быть точным - комбинационного горючего, которое, как правило, представляет собой сочетание бензина и спирта, произведенного из растительного сырья. При этом наиболее развита концепция биотоплива из растительного масла или на основе древесных компонентов. По оценкам экспертов, в случае принятия соответствующих законов, в течении последующих шести лет без проблем перевести на биотопливо можно было бы до 30% дизельных автомобилей. Более того, Джереми Томкинсон из Британского национального центра по непищевым культурам считает, что новая технология пригодится не только для автомобилей. "Вы только представьте, что в химических лабораториях применяют химикаты, созданные на основе трав, - отметил он. - Представьте себе "Боинг", летящий в США на биодизеле!"
Однако существует немало противников такого рода горючего, которые отмечают, что оно потребует внесение изменений в конструкцию автомобильных двигателей, а следовательно, и в сам процесс их производства, что повлечет за собой значительные затраты и займет достаточно долгое время. Кроме того, по мнению критиков, за подобной диверсификацией топлива последует резкое поднятие цен на продукты питания. Да и строительство заводов по производству биотоплива, по расчетам экспертов, обойдется раз в десять дороже, чем в случае с существующими нефтеперегонными предприятиями. Пора бы определиться - стоит ли окружающая среда таких затрат? |