Во вторник на корпоративном сайте ОАО «Серпуховский автомобильный завод» появилось сообщение о том, что новая «Ока» поступает в продажу с этого месяца. Ко времени выхода второго поколения «Оки» малолитражки из машин для инвалидов превратились в удобные городские автомобили. Нынешний производитель «Оки» наградил ее собственным традиционно трудно запоминающимся индексом 11116. Впрочем, отличается новый номер лишь последним символом – первая ВАЗовская малолитражка шла под порядковым номером «11113». Еще одно символическое отличие новинки – эмблема в виде латинской буквы «G».
Преемственность моделей и без длинного ряда цифр в названии бросается в глаза с первого взгляда. Отличия во внешности двух поколений революционными не назовешь.
А дизайн «Оки-2» современным охарактеризовать не получается. Автопроизводитель оставил переднеприводному хэтчбеку все ту же, что и прежде, грубую рубленную форму трехдверного кузова.
Среди наиболее заметных различий новичка окрашенные в цвет кузова бамперы и решетка радиатора, рейлинги, новые передние и задние фонари, противотуманные фары. В салоне прибавилось шумоизоляции, появилась новая панель приборов с центральной консолью и отсеком для мелких предметов. С технической точки зрения доработаны подвеска и тормозная система.
Следуя современным веяньям, «Ока» предлагается в разных версиях и комплектациях. Хотя различия между вариантами сразу и не заметишь: краска металлик, рейлинги, улучшенная панель приборов, объемные зеркала, более удобный руль и полка багажника. Вот и все различия. Зато для каждого – свой дополнительный номер. Наиболее же заметное новшество малолитражки – силовой агрегат на 1,1 л. Трехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 993 куб. см. (52 л. с.) для «Оки-11116» поставляет китайская корпорация FAW. Именно таким мотором оснащаются все новые машинки. Китайский мотор отвечает нормам «Евро-2» и обеспечивает «малышу» дополнительные 20 «лошадок» и более низкий расход топлива – 4 литра на каждую сотню километров. Мотор работает в паре с новой 5-ступенчатой механической КП.
Однако подобная пересадка «сердца» дорого стоила поклонникам «Оки».
Минимальная стоимость новой модели – 148,5 тыс. рублей ($5700), а ее верхняя ценовая планка – 150,3 тыс. рублей ($5800). Раньше «Ока» стоила меньше 100 тыс. рублей ($3800), а самую простую классику ВАЗовского производства и теперь можно купить за 141 000 рублей ($ 5400), так что грядущая популярность «11116-й» кажется сомнительной.
Производители сопоставимых по мощности и цене, но куда более миловидных китайских машинок, основных конкурентов «Оки-2», не покладая рук работают над тем, чтобы снизить стоимость своей продукции на перспективном российском рынке за счет местной сборки. Новая «Ока» по цене практически сравнялась импортной пятидверной BYD Flyer. Этот малогабаритный китайский хэтчбек уже два года неплохо продается в российских салонах по цене 155,8 тыс. рублей ($5990) и 181,8 тыс. рублей ($6990). Обе машинки близки по техническим характеристикам и габаритам и сопоставимы по оснащению. Однако, похоже, в рамках неофициальной протекционистской позиции чиновники задерживают российское сборочное производство китайского автомобиля. Ведь локализация производства иностранного микромобиля на территории РФ позволила бы еще на 15–20% снизить его цену.
Другая китаяночка – Chery QQ калининградской сборки с кондиционером (который отечественной «Оке» и не снился) и аудиоподготовкой – стоит чуть дороже – 202,5 тыс. рублей ($7800) и тоже, по словам представителей компании, не обделена вниманием российских покупателей. Появись новая «Ока» чуть пораньше, не исключено, что у нее было бы побольше шансов завоевать рынок. Но сегодня изменился не только состав участников рынка, но и предпочтения самих россиян. Все больше людей предпочтут заплатить дополнительные полторы тысячи «зеленых» и купить куда более безопасный «узбекский» Matiz. В его базовую комплектацию входят подушка безопасности для водителя и регулятор фар.
Однако некоторые эксперты считают, что у новой «Оки» совсем неплохие перспективы на российском рынке. Так, аналитик по машиностроению из компании «Тройка-Диалог» Гайрат Салимов заметил, что, несмотря на то что цена на автомобиль несколько завышена, новый российско-китайский проект как массовой продукт будет успешен. Он подчеркнул, что популярность новой «Оки» будет напрямую зависеть от сокращения ее стоимости. По мнению Салимова, спрос на машины в этом сегменте будет продолжать расти, а сокращение таможенных пошлин на комплектующие делает снижение цен вполне реальным.
На ОАО «Серпуховский автомобильный завод», похоже, тоже в успехе новой «Оки» не сомневаются. На российском предприятии принимаются вполне реальные шаги для внедрения нового народного автомобиля в массы. В феврале СеАЗ подписал с китайцами долгосрочный контракт. Компания Tian Jin FAW Import and Export Corporation будут и дальше поставлять двигатели, комплектующие и запасные части для автомобиля «Ока СеАЗ-11116».
А в конце месяца серпуховской автозавод представит на специализированной выставке «Коммерческий транспорт» (с 23-го по 27-е апреля) в «Крокус-Экспо» еще три новых модификации автомобиля: фургон, пикап и универсал. |