За первое полугодие 2007 года по России было подано в розыск 52 701 транспортное средство. Согласно статистике МВД России, лидером полугодового рейтинга самых угоняемых машин остается продукция ВАЗа – по стране доля самой популярной у автомобилистов и угонщиков отечественной марки составляет 54,6% от общего количества угнанных машин. На втором месте с большим отрывом идут Toyota и Lexus – 7,7%. Третье место занимает опять же отечественный производитель – ГАЗ с 5,18%. Четвертое – Volkswagen с 3,59%, замыкает первую пятерку Audi – 3,4%.
Московская статистика несколько иная, однако, первое место в ней также занимает ВАЗ – 30% всех украденных в столице машин. На втором – опять «Тойота», но уже без «Лексуса» – 18%. Третье место у «Фольксвагена» – его угонщики предпочли в 9% случаев. Четвертую строчку делят Audi и ГАЗ – по 8%.
По 7% приходится на такие марки как BMW, Mercedes, Mitsubishi, Mazda, Honda и Lexus.
В МВД также заявляют, что в 2007 году по всей России повысилась раскрываемость угонов и автомобильных краж – 15 817 преступлений были раскрыты: 4250 были квалифицированы как «кража», 11567 – как «угон, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Раскрываемость преступлений этих категорий в сравнении с показателями прошлого года повысилась: краж – на 16,3%, угонов – почти на 54%. Однако нераскрытыми остались 33392 преступления.
Правозащитники не верят милицейским данным и недовольны неэффективными методами ее работы. Президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин рассказал, что способ составления статистических данных по угонам в милиции не учитывает ряда факторов, например, найдена машина или просто обнаружена, возвращена владельцу или нет.
«Известны случаи, когда милиция обнаруживает машину в другом городе, но съездить за ней и просто изъять не может годами. Однако галочка, что машина обнаружена, в статистике уже стоит», – говорит Травин. Меры по розыску похищенных машин Травин также считает недостаточными. «Постоянно создается колоссальное число всевозможных структур по борьбе с угонщиками, часто проводятся рейды с применением камер считывающих номера машин в потоке – но они физически неспособны «выцепить» больше, чем пару-тройку машин и проверить их», – считает он. По настоящему же эффективные способы, по мнению Травина, в МВД сегодня не используются. «Всего-то нужно совмещать при перерегистрации или техосмотре две базы данных – базу VIN-кодов выпущенных машин и базу зарегистрированных в ГАИ». Если машина угнана и номера ее агрегатов «перебиты» – «из тройки восьмерка, из нуля девятка», – то в совмещенной базе данных ее просто не будет, ведь автозаводы ставят уникальные номера с тем расчетом, чтобы автомобили с идентичными VIN-ами сходили с конвейера с интервалом не менее 30 лет. «Есть и аппаратура, есть желание автопроизводителей и дилеров сообщать милиции VIN-коды производимых и продаваемых машин. Однако методы МВД все так же архаичны», – подчеркивает Травин.
Есть и другая статистика краж и угонов, альтернативная милицейской. Ее составляют страховые компании.
Она более точна и детальна – в отличие от МВД, страховые компании пытаются просчитать все свои возможные риски и установить дополнительную процентную ставку по риску «Угон» на самые популярные у воров машины. Поэтому в страховых рейтингах фигурируют не просто марки автомобилей, но и конкретные модели. Представитель страховой компании «РЕСО-Гарантия» Сергей Масленков рассказал о механизме формирования ставки: «Как правило, два раза в год мы смотрим, какие именно машины были угнаны у наших клиентов, смотрим на марку, год выпуска – и в соответствии с этим корректируем наши тарифы. Эти данные мы дополняем и сведениями из милицейской статистики». Существует прямая зависимость: чем более популярен автомобиль среди угонщиков, тем большую сумму заплатит его владелец за страховку, по повышенному тарифу за риск «Угон».
С другой стороны, статистические данные страховщиков по угонам менее репрезентативны, чем милицейские – выборка автовладельцев в этом случае ограничена кругом тех, кто готов платить достаточно большие деньги за страховку от угона. Владельцы часто угоняемых «Жигулей» и стареньких иномарок сюда не попадают – нет смысла платить большие деньги за страховку недорогой машины.
Так, например, согласно данным компании «РЕСО-Гарантия», самыми угоняемыми машинами считаются модели Lexus RX – тариф по риску «Угон» на них составляет 18% от стоимости автомобиля, Toyota Land Cruiser – 10%, Toyota Camry – 3%. Отечественные автомобили, такие как ВАЗ 2112, 2113, также облагаются тарифом 3% по угону. В случае установки на автомобиль спутниковой сигнализации тарифы понижаются. «Неугоняемыми» же в РЕСО считают «французов», «корейцев», марки Nissan, Opel, Mitsubishi, Ford, и седаны Lexus. Для них тариф на страховку от угона будет минимальным.
Со статистикой РЕСО схожи и данные компании РОСНО. Начальник отдела Центра страхования автотранспорта РОСНО Дмитрий Кузнецов рассказал, что среди транспортных средств стоимостью свыше 40 000$ наиболее угоняемы такие марки и модели как Lexus GX, RX, Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser. Среди менее дорогих автомобилей (стоимостью до 40 000$) – Toyota Avensis, Corolla, Camry.
Правозащитники же ставят под сомнение и эти данные. По словам Виктора Травина, эта «статистика» делается на основе простых расчетов – автомобилей каких марок было больше всего не угнано, а застраховано за последний отчетный период. Травин также убежден, что «статистик» у страховщиков имеется несколько, их цель – убедить клиента, что именно его автомобиль – самый угоняемый. «С «Ауди» придете – будет за последний месяц угнано больше всего «Ауди», с VW – значит VW, и так далее», – считает Травин. |