Калининградский «Автотор» уже несколько лет отбивается от тех, кто считает право завода на льготное производство автомобилей незаконным. На этот раз свои претензии производителю предъявила российская таможня.
Многим не дает покоя тот факт, что за последние несколько лет автомобильный завод стал производить на льготных условиях сразу несколько новых бюджетных моделей, приносящих предприятию сверхприбыли. Компания пользуется льготами в рамках закона об особых экономических зонах (ОЭЗ) в Калининградской области, предоставляющего ей серьезные преференции в налогообложении на ввозимые комплектующие. Другие производители получают сопоставимые с этим льготы лишь в обмен на обязательство в дальнейшем организовать у себя промышленное производство, включающее сварку, окраску и т.д. Профильные министерства и ведомства работают над тем, чтобы перевести «Автотор» на режим, аналогичный «промышленной сборке». Несмотря на то, что среди лоббистов спецрежима на производстве по-прежнему много политиков, аналитики сходятся во мнении, что в скором времени МЭРТ добьется своего и сравняет условия производства в Калининграде с остальными регионами.
В пользу того, что вскоре предприятие лишиться своих льгот, свидетельствуют и претензии к нему со стороны российской таможни.
Калининградское таможенное управление предъявило ЗАО «Автотор» исковые требования по недоплаченным таможенным платежам на сумму около 2 млрд рублей, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя управления местной таможни. «Калининградская таможня направила в арбитражный суд Калининградской области несколько десятков исковых заявлений, в которых требует взыскать с «Автотора» недоплаченные таможенные платежи на общую сумму около 2 млрд рублей», - сказал он.
Таможня считает, что «Автотор» неправильно рассчитывает таможенную стоимость ввозимых комплектов автозапчастей, из которых затем собирает автомобили. »Предприятие рассчитывает платежи за каждый узел и деталь будущей автомашины в отдельности. Однако таможня требует, чтобы платеж проходил как за целый автомобиль, но в разобранном виде», - пояснил собеседник агентства.
Как пояснил «Газете.Ru» заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России (ОАР) Алексей Сереженкин, с одной стороны прежний закон предоставляющий калиниградскому предприятию право ввозить автокомплектующие для своего производства на льготных условиях, по-прежнему действует. С другой, отмечает Сереженкин, в таможенном уставе действительно есть оговорка о том, что в тех случаях, когда в РФ ввозится продукция в разобранном виде, которой для трансформации в готовое изделие требуются простые сборочные операции, может рассматриваться как целый груз. Право интерпретировать каждый конкретный случай за собой оставляет федеральная таможенная служба.
Представитель таможни рассказал о том, что недавно этот вопрос рассматривала спецкомиссия из ФТС РФ. «Судя по выставленным искам, в Москве пришли к выводу, что требование региональной таможни обоснованно», - заключил источник агентства. По мнению анализов, нынешние претензии таможни возникли, как следствие смены правительства и изменения расстановки сил.
Как заметила Наталья Сорокина, аналитик по автопрому ИК «ЦентрИнвест», такое развитие ситуации было вполне предсказуемо. «Положение завода было очень зыбким, незащищенным с любой точки зрения», - заметила Сорокина. В 2006 году «Автотор» выпустил 39,8 тыс. автомобилей, в том числе марок KIA, BMW, Hummer, Chevrolet, Chery. Среди моделей, которые сейчас производятся в Калининграде - много недорогих и популярных в России автомобилей. «Введение новой таможенной пошлины, даже в том случае, если арбитражный суд признает претензии таможни справедливыми, не скажется на конечной стоимости машин. Однако сам по себе данный факт говорит о том, что не за горами и более серьезные перемены. В случае если заводу придется освоить режим «промсборки» (окраску, сварку и т.д.), стоимость автомобилей возрастет на 15-20%, а существование «Автотора» окажется под серьезной угрозой», - резюмировала аналитик. |