Когда семья расползается по миру – в этом что-то есть. Приятно думать, что у тебя есть богатый дядюшка за океаном. Приятно, знать, что где-то в Европе твои собратья отлично устроились и только и делают, что ждут тебя к обеду. И ещё приятнее, когда все вы – по-прежнему одна семья. Ford Motor – пример одной из первых глобальных автоимперий, уже на заре своего существования, развернувшей экспансию по свету. Причем начал Генри с Англии.
Легенда гласит, что уже в 1903 году Форд благополучно всучил англичанину свой продукт. К 1909 году, когда было основано английское отделение фирмы, на островах уже было продано несколько сот авто. Презентация легендарного Ford T в 1909 году прошла одновременно и в Штатах, и в Британской империи. Интерес Генри был понятен – он вел отчаянную судебную тяжбу с непредсказуемым финалом. Некий Селден умудрился запатентовать изобретение автомобиля в Америке и снимал мзду со всех производителей, объединившихся в синдикат. Только Форд боролся с этой монополией не на жизнь, а на смерть, и, в конце концов, победил. Но видимо по ходу Генри подумывал и о запасном аэродроме, так что европейский форпост изначально рассматривался как первостепенный бизнес. Если так, то фордам стоит не раз помянуть старика Селдена добрым словом – зарубежные продажи до сих пор частенько выправляют материнский бизнес (кроме того, глобализм научил Ford гибкости и авантюризму, чему пример альянс с СССР).
В итоге уже в 1914 году Ford T начал собираться в Англии, а вскоре предприятия «форда» расползлись по островам вплоть до ирландского Корка к 1919 г. 41% машин в Англии были «фордами». Английский же Ford в 1931 начал сборку варианта модели Ford A – первого независимого европейского «форда».
Выгодность автономности филиалов при сохранении единой «семьи» сказалась, когда в 30-х пути американского и европейского автопрома стали расходиться.
Масштабов бизнеса хватило, чтобы проектировать авто специально под Европу. Забавно, но сделанный под английские габариты Ford Prefect, перекочевал в Советский Союз. На его основе был разработан первый советский автомобиль для частника – малолитражка КИМ-10. Первые несколько сот комплектов машины были заказаны в США и собраны в СССР – у Ford и Автопрома действовал договор на передачу технологий. Планировалось строить до 50 тысяч «кимов» в год, но машина не понравилась Сталину. Война пощадила (и вряд ли случайно) фордовские заводы и в Германии, и в Англии, и во Франции. Причем англичане, чувствуя полную свободу на рынке, ещё и самостоятельно спроектировали новую модель Zephyr (Форды в 40-х еле разбирались со своей империей, им было не до Англии). Последний имел несущий кузов, верхнеклапанный шестицилиндровый двигатель, переднюю подвеску, короче все, что не имел родной «Форд». Спустя несколько лет за Zephyr осталось первенство в ралли «Монте-Карло». Если технически Америка в 50-х годах оказалась в застое, то Европа фонтанировала идеями.
Новенький Prefect De Luxe 50-х гг. с вертикальными блоками фар и прямоугольником радиатора напоминал легендарный «мерседес», который укрепится лишь в 60-е гг. и, конечно, предвосхищал переход на вертикальные фары GM в 60-х годах. Кстати, именно в Европе развернулась генеральная схватка Opel/General Motors и Ford за мировые рынки. Вскоре на англичанах и немцах (соответственно, на Cortina и Taunus), инженеры Ford испытали передний привод. Ford of Britain сделал имя и династии минивэнов Ford Transit (изначально зачатой в Ford of Germany, но широко не разошедшейся).
Как можно представить английский детектив без глазастого фургона Mark I, в котором разъезжает стайка молодчиков в чулках на босу рожу. Фургончика, где можно перекантоваться с заветными мешками фунтов пока в поруганном сельском банке миссис Марпл вышибает показания. Современный Ford Transit кстати войдет и в наш фольклор в роли продвинутой «газели» - теперь он работает на правах московской маршрутки.
Между прочим, именно Ford с его европейскими фокусами оказался первым, кто рискнул открыть в России не сборку, а производство, за что и был награжден первым забастовочным движением.
В 1967 г. европейский филиалы Ford слили в единый Ford Europa. Европейские наработки Ford Motor здорово выручили империю, когда рынок длинных машин посыпался в 70-х под ударами энергокризиса. В активе у Ford оказались такой хит как Fiesta, а вскоре к нему добавился Scorpio. Именно на Англии оказались опробованы и Focus и Mondeo (на последнем, недавно появился в «Казино Ройяль» английский гражданин Бонд). По сути глобальный «форд» сегодня восходит корнями именно к европейской ветви, и в нем как в чертах Scorpio и Transit давно прописалось что-то неуловимо английское: сдержанность, обтекаемость, уравновешенность с черточкой скуки.
Но, что-то очень домашнее, как поселковый паб. Неудивительно, что Джоанн Роулинг вписала в далекий от механизации мир Хогвартса Ford Anglia, В 60-х эта машина имела бешеную популярность. При скромном литровом двигателе она имела лихой дизайн с обратным наклоном заднего стекла и динамичными «козырьками» передних фар. Забавно, но в полете модель 1966 год Ford Anglia 105E с остренькими задними фонарями чем-то напоминает «москвича» в его бессмертном пируэте из «Бриллиантовой руки».
По сказке умницу «фордика» оживили волшебной палочкой и, полетав над Англией, он одичал и поселился в Запретном лесу. Наверное, на идею натолкнула физиономия авто с зубастой доброй улыбкой во весь радиатор. Ни дать, ни взять – живое существо. Английский «форд», где бы его не изобретали, давно перестал быть американской машиной, и благодаря своей плодовитости превратился в обязательный элемент британского ландшафта. Сегодня же по мере вымирания или онемечивания английских марок, этот Ford возможно одна из последних в чем-то островных традиций. Пусть и с заморским шильдиком. |