В скором времени можно ожидать подорожания автомобилей на 5–7%, отмечают в своем отчете эксперты аналитического агентства «Автостат». По их мнению, это произойдет из-за резкого роста цен на металл в текущем году. Только за первые пять месяцев 2008 года стоимость холоднокатаного листа, основного материала для производства автомобильных кузовов в России, выросла почти на 50%. Доля металлопроката в общей себестоимости производства машины составляет 10–12%. Общий объем потребления металлопроката в России составляет примерно 2,4 млн тонн в год, отмечает директор агентства Сергей Целиков.
Причем, по мнению специалиста, удорожание коснется не только отечественных машин, но и иномарок.
Сборочные предприятия по производству иномарок российский металлопрокат практически не потребляют. Они завозят готовую штамповку из-за рубежа и организуют у себя только сварку и окраску машин. Мировые цены на металлопрокат растут так же активно, как и в России. «Роста цен на иномарки в скором времени нам тоже не избежать», – отмечает он.
Всего с начала года в России производство автомобилей выросло на 18%, отмечал Росстат. Всего было произведено, по итогам за первый квартал, 414 тыс. машин, подсчитали в Национальном агентстве промышленной информации.
По мнению отраслевых аналитиков, рост цен на металл скорее может отразиться на «ВАЗе», чем на «отечественных» иномарках, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Во-первых, западные машины расходятся, как горячие пирожки, и потребители, увидев возможное повышение цены, будут брать их ещё быстрее, так как посчитают, что послезавтра они будут стоить ещё дороже. Во-вторых, западные производители приучены работать в условиях жесточайшей конкуренции и они смогут найти способы снизить свои издержки, чтобы компенсировать рост цен на металл. В-третьих, иностранные производители смогут компенсировать рост цен путем привлечения средств от материнской компании, которая с легкостью пойдет на это, чтобы закрепиться на нашем быстрорастущем рынке, одном из самых привлекательных авторынков мира». А вот «Жигули», по мнению специалиста, окажутся в куда более затруднительном положении. «ВАЗу придется труднее – потому что из-за его размеров ему будет сложнее перестроиться и отреагировать на повышение цен на металл путем снижения других своих расходов», – поясняет эксперт.
«Также можно отметить, что здесь вступает в действие известный психологический фактор – российские потребители на любое повышение цен «АвтоВАЗом», даже если оно справедливо и обоснованно, отвечают очередным возмущением, протестом и отказом покупать ВАЗовские машины, предпочитая ещё чуть-чуть подождать, скопить денег и купить «бюджетную иномарку», пусть и российского производства»,– убежден Баранов.
Для того чтобы облегчить жизнь автокомпаниям, Минпром рассмотрит возможность снижения, а может быть даже обнуления, импортных пошлин для металлического прокатного листа. Об этом на днях на встрече с ведущими российскими автопроизводителями рассказал премьер-министр России Владимир Путин. «Стоит рассмотреть вопрос о временном снижении пошлин на те сорта стали, которые у нас не производятся вовсе либо в недостаточном объеме», – заявил Путин на совещании по вопросам развития автопромышленности, прошедшем в ОЭЗ «Алабуга», передает «Интерфакс». По информации агентства, он также отметил, что рост производства в этом секторе экономики сдерживают проблемы с сырьем и материалами, с их доступностью и ценой. «В первую очередь это касается высококачественной стали», – подчеркнул он. По мнению премьера, российские металлурги смогут решить данную проблему, однако в связи с этим и предложил рассмотреть вопрос о временном снижении пошлин. «Разумеется, это сделать нужно в согласовании с нашими металлургами, посмотреть на их план развития и соотнести эти планы с таможенным регулированием – с тем, чтобы обеспечить развитие автомобильной промышленности и подстегнуть развитие металлургической», – сказал премьер-министр. При этом Путин не исключил, что будут увеличены пошлины на ввоз готовых кузовов. Такая мера больно ударит по калининградскому «Автотору», который на правах особой экономической зоны не должен «варить» кузова у себя на площадках. Однако специалисты не высоко оценивают возможность данных государственных инициатив повлиять на ситуацию.
«Что касается мер поддержки отечественных автопроизводителей, которые озвучил премьер-министр РФ Владимир Путин, то на сегодняшний день это всего лишь предложение, которое может ещё и не реализоваться», – замечает Баранов. Но даже если и дойдёт до реализации, и тут будут определенные нюансы. «Во-первых, пройдет немало времени от его начала до практической реализации, из-за чего эффект будет смазан. Во-вторых, логичнее было бы стимулировать отечественных производителей развивать те виды металлопродукции, которые нужны отечественным автозаводам, а в-третьих, возможно, что производители уже сейчас начинают присматриваться к возможным заменам дефицитных листов другими материалами, и предложенные меры также могут оказаться неэффективными», – заключил он. |