Сервис i-mode, популярный у десятков миллионов японцев, в России так и не нашел массового абонента. С декабря 2007 г. компания МТС прекращает подключение i-mode новым пользователям. “Абонентам, которые сейчас используют сервис, мы продолжим предоставлять услугу”, - рассказал CNews источник в компании. О том, когда проект завершит существование, в МТС пока не говорят, подчеркивая, что в ближайшее время этого не произойдет.
В Японии i-mode был запущен в начале 1999 г. телекоммуникационной компанией NTT DoCoMo. Владея соответствующей лицензией, она затем начала заключать соглашения на распространение i-mode в ряде других стран. Суть i-mode заключается в организации при помощи одной кнопки доступа к специальному интернет-порталу, содержащему ссылки на самый разнообразный развлекательный и информационный контент. Каждый абонент имеет адрес электронной почты, с помощью чего можно обмениваться сообщениями как с другими устройствами i-mode, так и с обычными портативными и настольными компьютерами. Доступ к услугам осуществляется со специальных мультимедийных телефонов. Напомним, что в конце 2004 г. МТС подписала соглашение с NTT DoCoMo об эксклюзивном стратегическом партнерстве при запуске i-mode в России и СНГ до 2020 г. Руководство крупнейшего российского оператора выразило надежду, что сервис поможет увеличить доход от неголосовых услуг и поддержать падающее в то время ARPU. Абонентам i-mode стал доступен в сентябре 2005 г., но уже летом 2006 г. в МТС признали, что проект не оправдывает ожиданий. Общее количество привлеченных абонентов i-mode за все время предоставления услуги составило несколько десятков тысяч вместо ожидаемых сотен тысяч. Как сообщили в МТС, на сегодня у сервиса несколько тысяч абонентов, которые преимущественно используют отправку и прием электронной почты. МТС предоставляет для них e-mail-сервисы совместно с Mail.ru, Rambler.ru, Pochta.ru, а в ближайшем будущем предложит возможность работать с электронной почтой с любого мобильного телефона в рамках услуги «Почт@ Онлайн». «Такой большой популярности, как в Японии, i-mode почти нигде не снискал, в том числе и в Европе, - напоминает старший аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. - Во многом это связано с менталитетом, который значительно отличается от восточного, восприимчивого к потреблению контента. В России i-mode потерпел неудачу потому, что появился во время становления рынка дополнительных услуг, и формат нового сервиса уже не подошел нашим абонентам». В МТС заявляют, что главной причиной того, что проект не удался, стало ограниченное предложение интересных передовых моделей телефонов с поддержкой i-mode. Не говоря о закрытии проекта, в компании признают, что теперь намерены ориентироваться на развитие сегмента неголосовых услуг через WAP как более востребованную на российском рынке технологию. В компании заявляют, что при разработке сервисов на основе WAP активно использовали опыт развития функциональности и удобства пользования i-mode. “В настоящее время мы наблюдаем активный рост рынка услуг на основе WAP благодаря увеличению количества пользователей современных мобильных телефонов и появлению большого количества интересных WAP-услуг, - говорят в операторской компании. - В целом, сервисы WAP-портала удобнее для абонента, поскольку не требуют покупки нового оборудования”. «В Японии i-mode возник раньше, чем WAP, а у нас появился в то время, когда WAP уже получил развитие, - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. - Людям предложили за дополнительные деньги чуть более удобную вещь, но механизм реализации оказался неудобным». По оценкам MRG, всего в России было продано около 70 тыс. мобильников с поддержкой i-mode. Специалисты считают, что МТС смогла «отбить» только мизерную часть от вложенных в проект средств. Прямые убытки компании оцениваются в $20 млн. |