Подводя итоги 2007 г., Kraftway констатировал значительный рост доли сервиса в структуре оборота: выручка от оказанных в прошлом году услуг оказалась в 3,3 раза больше, чем в позапрошлом (624 млн. руб. против 189 млн. руб., или 8% против 3% в 2006 г.). Дальнейшее расширение сегмента услуг стоит вторым пунктом в планах на ближайшую перспективу (пункт первый — задача удвоения оборота за три года, поставленная перед Kraftway в прошлом году).
Такая расстановка приоритетов позволяет аналитикам говорить о том, что компания стремится отмежеваться от имиджа сборщика ПК и в какой-то мере повторяет путь, проделанный в свое время IBM. «Kraftway никогда не был сборщиком, мы с самого начала, с 90-х годов активно вкладываемся в разработки, — рассказывает генеральный директор Kraftway Алексей Кравцов. — Если говорить в терминологии сравнений, то Kraftway никогда не стремился быть похожим на Dell. Но стать такой компанией, как IBM — почему бы и нет. Впрочем, не думаю, что мы в будущем полностью избавимся от производства. Разве что оно выделится в отдельное направление, и будет работать с Kraftway и другими заказчиками на контрактной основе — но только если это будет нам выгодно».
Летом этого года Kraftway открыл новый производственно-логистический комплекс в Калужской области (г. Обнинск). Инвестиции в предприятие, расположенное в 100 км от Москвы, составили около $20 млн., суммарная мощность первой очереди производства — 1 млн. изделий в год. Сегодня на новую площадку перенесена сборка ПК, другие проекты планируется переводить из Москвы постепенно. В беседе с корреспондентом CNews Кравцов сообщил, что компания не планирует размещать на своих мощностях производство других брендов, но в то же время не исключил возможности исполнения разовых заказов. Заместитель директора ITResearch Василий Мочар считает, что если путь IBM кажется Kraftway более привлекательным, чем вариант развития Dell, компания довольно скоро может встать перед выбором. «Компании, отходящие от сборки в пользу высокотехнологичных комплексных решений, обычно рано или поздно начинают избавляться от менее прибыльного массового производства с его издержками, управленческими и ресурсными сложностями, — отмечает он. — Но опытное малосерийное производство — совсем другое дело. На рынке интеграции конкуренция также очень высока, но тут Kraftway как производитель сможет предлагать лучшие условия по проектам, включающим поставку аппаратных решений. И здесь в перспективе нельзя исключать даже выход на международные проекты, требующие сочетания высококачественной экспертизы и способности быстро и качественно воплотить задумки "в железе"».
Выведя в конце 2007 г. на розничный рынок ультракомпактный десктоп Urban, Kraftway намеревается в наступившем году представить еще несколько консьюмерских новинок, а также расширить партнерскую сеть и усилить свое присутствие в федеральных цепочках. Мочар на будущее Kraftway в ритейле смотрит с определенным скептицизмом. «Розничный рынок ПК смещается в сторону унифицированных решений, у которых только два реально работающих фактора: узнаваемость торговой марки и стоимость. Работа с конечным потребителем сильно отличается от бизнеса с корпорациями и госсектором, для этого сегмента бренд надо было с самого начала выстраивать по-другому. И в ценовые войны, позволившие бы нарастить долю, компания Kraftway скорее всего играть не будет. Без этого розница, скорее всего, так и останется только диверсифицирующим направлением». |