В 2008 г. во всем мире будет продано около 1,2 млрд. сотовых телефонов, прогнозирует агентство ISM Research. Рост рынка существенно замедлится и составит 5,7% к уровню прошлого года. Замедление темпов роста аналитики объясняют влиянием мировой экономики. Многие потребители будут располагать меньшими доходами и, следовательно, окажутся ограничены в возможности поменять телефон или купить вторую «трубку».
Кроме того, на увеличение срока реплейсмента (замены старых телефонов на новые) влияет продолжительность контракта, заключаемого абонентом с сотовым оператором. Большое значение этот фактор имеет на зрелых рынках сотовой связи, где многие абоненты с оплатой услуг по факту заключают контракты на 18–24 месяца, а уровень проникновения сотовой связи превысил 100%. Продажи сотовых телефонов на таких рынках целиком зависят от желания абонента обновить модель телефона или приобрести второй телефон с новыми функциями или из-за привлекательного дизайна. «Одними из основных игроков на рынках мобильных телефонов США и Европы являются операторы сотовой связи, которые активно используют дотационные схемы, — напоминает старший аналитик J’son & Partners Сергей Савин. — Люди ожидают срока окончания действующего договора — и меняют „трубки“».
Генеральный директор компании «Ритейл Аудит» Алексей Трофимов отмечает, что в общей массе мобильных устройств постоянно увеличивается доля смартфонов и коммуникаторов. «Поэтому можно говорить о том, что рост рынка не замедлится, по крайней мере, в денежном выражении, — уверен он. — Продажи дорогостоящих и высокотехнологичных моделей смогут компенсировать снижение спроса на простые телефоны».
«В складывающихся условиях вендоры будут больше внимания уделять разработке дорогих устройств в перспективных рыночных сегментах — смартфоны, „музофоны“, „камерофоны“, „тачфоны“, GPS и т.п., — говорит Савин. — Но я бы не стал утверждать, что производство дешевых мобильных телефонов будет свернуто — есть развивающиеся сотовые рынки, есть потребительские предпочтения». Исследования российского рынка, проведенные J’son & Partners, показывают, что сейчас пользователи сотовой связи предпочитают телефоны либо нижнего ценового диапазона (до $80), либо устройства ценой более $200.
По данным компании, в 2007 г. в России было продано 31 млн. мобильных телефонов. Предварительный прогноз на 2008 г. — 31–32 млн. устройств. Крупнейший отечественный сотовый ритейлер, компания «Евросеть», считает, что в прошлом году общие продажи составили 32,45 млн. мобильников, а в 2008 г. их будет продано около 35 млн.
Представители других ритейлеров также склонны считать, что рост рынка продолжится. «На наш взгляд, говорить о падении продаж пока рано, — говорит PR-директор сети „Цифроград“ Татьяна Москалева. — Рынок еще не насыщен на 100%. Помимо этого, активно идет процесс реплейсмента. В связи с этим мы считаем, что по-прежнему будет наблюдаться небольшой рост рынка как в количестве, так и в объеме денежных средств». По мнению Алексея Трофимова, для стимулирования спроса вендорам придется, скорее всего, прибегнуть к корректировке ценовой политики по регионам. "Возможно, российские цены опустятся до уровня европейских, или даже американских, — резюмирует специалист. — Уже сегодня цены на некоторые позиции в России и США отличаются не на несколько порядков, как это было раньше, а всего лишь на 20–30%.
Сотовые ритейлеры в 2008 г. продолжат поиски новых источников дохода. По словам Сергея Савина, игроки рынка постараются повысить эффективность своих сетей благодаря сокращению издержек, будет осуществлен выход в новые форматы. Кроме того, будет вестись поиск новых товарных категорий, которые могут удачно вписаться в применяемые торговые форматы (например, игровые консоли, портативное аудио, навигационные устройства, цифровое фото). Представители ритейлеров соглашаются с оценками эксперта. Так, в компании «Диксис» рассказали, что в первую очередь будет повышаться внутренняя эффективность компании и качество сети, оптимизироваться бизнес-процессы. «Также в наших планах стоит развитие дополнительных бизнес-направлений, внедрение совместных проектов с операторами связи, в том числе в области послепродажного обслуживания клиентов, — говорит пресс-секретарь „Диксиса“ Надежда Захарова. — Мы будем и дальше диверсифицировать продуктовую линейку компании, уделять внимание направлениям цифровой техники и аксессуаров, а также расширять набор дополнительных сервисов для покупателей. При этом мы планируем делать упор на те услуги, которые не подвержены риску возможной стагнации».
По прогнозам IMS Research, в 2008 г. самые высокие темпы роста продаж мобильников (около 10,7%) будут наблюдаться в Азии, наилучшие показатели должны продемонстрировать Китай и Индия. Рост рынка США составит 7% — более активным продажам помешает экономический спад. В Европе, где самый высокий уровень проникновения сотовой связи, аналитики прогнозируют даже небольшой спад рынка мобильных устройств — на 1,2% по сравнению с 2007 г. |