Ученые давно поняли, что новорожденные представители рода человеческого далеко не так просты, как кажется. Это не просто пищащие свертки в пеленках, а кладезь информации. Недавно несколько новых открытий почерпнули у них канадские ученые. Им удалось прояснить ситуацию с лингвистическими способностями младенцев.
Грудные дети - гении различения. Предметов, которые, на взгляд взрослого, схожи друг с другом как две капли воды, а для ребенка отчетливо разные, можно перечислить массу. К примеру, антрополог Уитни Вейкум из университета Британской Колумбии и ее коллеги по исследованию полагают, что если крохе продемонстрировать фотографии обезьян, с первого взгляда совершенно неразличимые, то маленький эксперт найдет нюансы, делающие одну особь примата непохожей на другую.
Но это еще не самое главное. Отдельная статья младенческих способностей - в области изучения языков. Грудные дети, как выяснилось, могут легко отличать, скажем, французский от английского, если родители говорят на обоих языках. Весь секрет заключается в том, что ребенок в возрасте до восьми месяцев обладает повышенной визуальной чувствительностью и, соответственно, без труда "читает по губам". В звучащей речи он на уровне смысла слов не разбирается - только если по интонации чувствует настроение говорящего, а вот по движениям губ отца или матери может понять, что язык общения меняется.
Группа Уитни Вейкум провела эксперимент, демонстрируя малышам видеоролики с читающими монологи людьми. Что характерно, всякий раз, когда на экране начинал звучать другой язык, испытуемый младенец вновь проникался вниманием к предложенному зрелищу. Концентрация внимания у детей в столь нежном возрасте слишком низкая, чтоб удерживать его на чем-то одно долгое время, но при появлении нового объекта интерес к нему вспыхивает с прежней силой. Следовательно, заключили антропологи, младенцы замечают, что человек на экране начал говорить на ином языке.
Вейкум полагает, что феноменальная способность различать языки, основываясь практически только на визуальной картине говорения, основана на младенческом умении улавливать взглядом малейшие детали окружающего мира. А мимика говорящего, в свою очередь, находится под воздействием структуры языка. Поскольку ритмическая организация речи у разных народов разная, процесс произнесения слов тоже выглядит различно, и дети умеют это подмечать. Увы, со временем природа отнимает у них эту особенность. |