Производители автомобильных номеров начали лоббировать введение новых регистрационных знаков. Они уверяют, что номера в России закончатся к ноябрю 2010 года, и проблему можно решить, только если ввести номерные знаки нового образца. Коммерсанты заработают на этом миллиарды, хотя есть и довольно дешевые способы решения проблемы. Во вторник председатель Ассоциации производителей специальной продукции Игорь Кузнецов заявил, что, по данным производителей автомобильных номеров, доступные комбинации цифр на регистрационных знаках, выдаваемых в России, закончатся к ноябрю 2010 года. «Двухзначный код субъекта федерации на номере позволяет выпускать для каждого региона 1 млн 728 тыс. знаков. В 1994 году, когда утверждался действующий ГОСТ на регистрационные знаки, эта цифра всех устраивала, однако при сегодняшних темпах автомобилизации этих комбинаций не хватает», – рассказал Кузнецов. В первую очередь, кризис коснется Москвы и области, которые уже давно исчерпали свой двузначный резерв и перешли на незаконные трехзначные коды. Номера с кодом 77 в столице перестали выдавать с 1998 года, введя код 99. В 2002 году на номерах московских автомобилей появились цифры 97, а в 2005 году – 177. В дальнейшем планируется вводить коды 199 и 197.
Дефицит номерных знаков образуется из-за того, что в России до 2005 года однажды использованную комбинацию цифр уничтожали. В 2005 году автомобилистам разрешили «свои» номера за собой сохранять даже со сменой машины, но эта практика так и не стала массовой. Отсюда кризисная ситуация, о которой говорит Кузнецов и которая чрезвычайно выгодна производителям номеров. Каждый новый код московского региона принес производителям номеров почти 350 млн руб. (более $12 млн).
А по данным Кузнецова, в год в России перерегистрируется 14 млн автомобилей. При стоимости комплекта номеров 200–220 руб. годовой оборот составляет более 2 млрд 800 млн руб. (более $100 млн). Производители номеров агитируют за создание нового ГОСТа и нового типа номерных знаков. «Существующие сейчас в Москве и области трехзначные региональные коды 177 и 150 противоречат отечественному ГОСТу и, что более важно, международной конвенции», – заявил Кузнецов. И даже если продолжать закрывать глаза на их незаконность, это все равно не решит проблему хотя бы для столицы. На сочетании цифр 199 и 197 все возможные варианты регионального кода для столицы закончатся, так как в качестве третьей цифры можно использовать только единицу – другие цифры на номер не помещаются из-за рамочки вокруг кода.
Вариант номера нового образца – вставить в комбинацию еще одну букву. «Таким образом, число доступных комбинаций для каждого региона возрастет до 20 млн, и проблема будет решена на долгое время», – считает директор ООО «Знак» Валерий Пономарев. На предлагаемом Пономаревым знаке российский флаг и код страны «RUS» переехали в левый угол (как эмблема Евросоюза на европейских регистрационных знаках), номер записывается в виде «АА000АА», а двузначный код региона для экономии места отделяется от него не вертикальной палочкой, а маленьким тире. Кроме этого, Пономарев заявил, что, возможно, буквы и цифры по новому стандарту будут набираться шрифтом неправильной формы. «В результате такие номера можно будет подделать только на военном заводе, или злоумышленникам придется разоряться на очень дорогостоящее сложное оборудование», – пояснил Пономарев.
Хотя после решения Верховного суда о незаконности сборов с автомобилистов на оплату регистрационных знаков их производство финансируют региональные бюджеты, Кузнецов обещает отбить бюджетные деньги за счет уплаты регистрационных пошлин в объеме 17 млрд руб. по всей России.
Он убежден, что автомобилисты пойду на массовую переригистрацию своих автомобилей. В столице толкнуть на это водителей может желание выехать на автомобиле в Европу, что касается остальных регионов, то подтолкнуть к добровольному посещению МРЭО водителей может лишь настоятельная рекомендация сотрудников ГАИ. На самом деле закон не обязывает менять номер, пока он не придет в негодность, или пока машина не будет продана.
Однако эксперты считают, что бизнесмены намеренно создают иллюзию кризиса, чтобы заработать. «Сейчас в Москве действует четыре серии, и их должно хватать более чем на 6 млн автомобилей. А пока в столице всего 3,5 млн машин, – рассказал экс-глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров. – Дефицит вызван тем, что не использующиеся сейчас номерные знаки старых серий снова не выдаются водителям. Если навести здесь порядок и все вычистить, то номеров хватит надолго». По его мнению, менять ГОСТ на номера надо не для того, чтобы увеличить количество знаков, а для того, чтобы сделать их использование более удобным и безопасным. «Наши номера по габаритным размерам часто не влезают в штатные места на американских и японских автомобилях. Почему бы не пойти людям навстречу и не разрешить в стандарте номера разной формы?» – заявил сенатор. Кроме этого, Федоров считает, что уже давно пора легализовать продажу «красивых» номеров: «Хочешь три семерки – плати больше, но уже официально».
Он считает вполне возможным разрешить номера с произвольными буквенными и цифровыми комбинациями. «Раньше такие номера нельзя было разрешать, так как уровень технического оснащения не позволял отслеживать повторяющиеся комбинации букв или цифр, например, имена, – рассказал Федоров. – А сейчас никаких препятствий для того, чтобы на номере было любое слово или набор цифр, нет». Также, по мнению сенатора, при разработке нового ГОСТа необходимо предусмотреть способы повышения безопасности автомобиля, например, путем установки на переднюю и заднюю часть машины номеров разных цветов.
Однако ездить на машине с авторским регистрационным знаком водителям разрешат не скоро. В ГАИ России корреспонденту «Газеты.Ru» заявили, что не считают введение таких номеров важной задачей и поэтому этим вопросом не занимаются. Добавлять в стандарт номерные знаки разных размеров, чтобы водителям японских и американских автомобилей, у которых штатное место под номер квадратной формы, не приходилось городить «колхоз» или подгибать номерную табличку, федеральные гаишники тоже не собираются: «Это будет неправильно, если мы станем подстраиваться под такие машины», – сказали в ГАИ. |