Закон, который отменил Европейский суд, должен был защищать автоконцерн Volkswagen от покупки иностранными инвесторами. Суд признал, что «Закон о Фольксвагене» противоречит праву на свободный оборот капитала, которое действует в Евросоюзе. Также этот закон, как счел суд, мешал ведению бизнеса и затруднял иностранные инвестиции. Суд признал, что требование, по которому для принятия стратегических решений было необходимо одобрение владельцев 80% акций, незаконно.
Теперь Германия должна внести поправки в закон либо отменить его.
«Закон о Фольксвагене» был принят в ФРГ в 1960 году для того, чтобы ограничить долю одного акционера 20% голосующих акций. Власти Нижней Саксонии, где находится штаб-квартира Volkswagen, имели право направить в наблюдательный совет двух своих представителей. При этом не имело значения, насколько велик пакет акций Нижней Саксонии. Таким образом, любые стратегические решения могли быть заблокированы местными властями. На момент принятия «Закона о Фольксвагене» государству принадлежало около 20% акций, которые оно продало в 1965 году. Власти Нижней Саксонии по-прежнему владеют 20-процентным пакетом акций.
Германия отказывалась отменить «Закон о Фольксвагене» добровольно, считая, что закон помогает сохранить рабочие места на одном из социально-значимых предприятий страны. Еврокомиссия, не согласившись с мнением Германии и выступая за создание единого бизнес-пространства во всех странах ЕС, подала на нее в суд в марте 2005 года. О том, что Еврокомиссия одержит в разбирательстве верх, можно было предположить по тому, что в феврале 2007 года генпрокурор Европейской судебной палаты Руис-Харабо Коломер рекомендовал суду отменить закон. Как отмечала немецкая пресса, суд обычно соглашается с рекомендациями генпрокурора.
Впрочем, говорить о том, что Volkswagen сразу достанется иностранным инвесторам, не приходится. На данный момент 31% акций VW принадлежит другому немецкому автопроизводителю, Porsche. Он уже заявил, что приветствует решение суда и планирует увеличивать свою долю в VW, пользуясь правами инвестора. Чтобы получить контрольный пакет акций в VW (51%), Porsche должен убедить других акционеров продать свои акции.
Российские инвесторы сейчас не могут претендовать на покупку доли в Volkswagen. Как говорит аналитик ИК «Финам» Константин Романов, «предполагать это сейчас было бы чем-то из области фантастики». «АвтоВАЗ сейчас сконцентрирован на собственном восстановлении и развитии, «Русские Машины» уже купили долю в Magna, и ждать, что они будут претендовать на VW, нелогично, – рассуждает аналитик. – «Северсталь» тоже вряд ли заинтересует доля в VW: у них другая бизнес-модель, нацеленная, скорее, на совместные проекты».
Еще одно серьезное препятствие для российских компаний – в стремлении Евросоюза ограничить приток российского капитала.
Правда, пока ЕС пытается защитить прежде всего свой энергетический сектор от нежелательных зарубежных инвесторов, опасаясь появления монополий на внутреннем рынке и нарушений условий конкуренции. Тем не менее, Германия – одна из стран, которые наиболее активно ограничивают иностранные инвестиции. Так, в июле 2007 года канцлер Германии Ангела Меркель высказалась за защиту стратегических отраслей экономики от нежелательных вложений из России и Китая. В октябре немецкие консерваторы представили проект, по которому правительство может получить право отменять сделки с иностранным капиталом, если доля участия превысит 25%. По проекту, государство сможет пользоваться этим правом, если, например, решит, что инвестиции угрожают госбезопасности. |