Сегодняшняя законодательная инициатива сенатора Владимира Слуцкера о регистрации сайтов с посещаемостью более 1 тыс. человек в день в качестве СМИ не прошла этими сайтами не замеченной.
Всего через 4 часа после начала пресс-конференции Слуцкера тема «Популярные сайты и блоги приравняют к СМИ» вышла на первое место в рейтинге «Яндекс.Блоги» с показателем около 4 тыс. Беглый просмотр топиков показал, что электоральная популярность Владимира Иосифовича Слуцкера в числе этих 4 тыс. исчислялась нано-величинами. Желающих зарегистрироваться в качестве СМИ и писать в ЖЖ согласно «нормам цивилизованной прессы» среди блоггеров было мало.
Сенатор Владимир Иосифович Слуцкер по образованию инженер-железнодорожник. В Совете Федерации он представляет Республику Чувашия. Беспартийный. Заседает в комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и замещает председателя комитета по промышленной политике. Будучи также заместителем председателя комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений интересуется вопросами интернет-регулирования. 11 февраля 2008 г. провел пресс-конференцию, где рассказал, что готовит поправки к Закону о СМИ, которые, если будут приняты, обяжут регистрировать в качестве органа массовой информации интернет-ресурсы с посещаемостью более 1 тыс. в день.
Не все так страшно, успокоила CNews пресс-секретарь сенатора Екатерина Шаталина, к которой издание обратилось за комментарием к выступлению Владимира Слуцкера. «К блогам требования поправок относиться не будут. К сайтам знакомств тоже», — пояснила она.
Кроме того, Шаталина рассказала, что законопроект о поправках к Закону о СМИ, по которым сайт придется регистрировать как печатный орган, — личная инициатива Владимира Слуцкера. Пока законопроекта нет, он еще только пишется, но уже известно, что «блогосфера может не волноваться, ее не тронут». В числе экспертов, работающих над законом, есть несколько представителей сетевой общественности, имена которых CNews узнать не удалось. «Это не публичные люди, имена и фамилии вам вряд ли что-то скажут», — сказала Екатерина Шаталина. По словам пресс-секретаря сенатора, серьезная задача группы разработчиков законопроекта — выработать формальные критерии, по которым ресурс будет подпадать под отсутствующее пока в российском законодательстве понятие «интернет-СМИ». «Нужно, чтобы закон не затронул блогосферу и сайты знакомств, но при этом ограничивал распространение в интернете экстремистских идей». Законопроект будет закончен с таким расчетом, чтобы быть внесенным на рассмотрение в весеннюю сессию Госдумы, которая обычно длится до конца июня.
Но кто же остановит блоггера, если он захочет распространить вредные идеи по всему интернету? — поинтересовался CNews у пресс-секретаря сенатора Слуцкера. «Его остановят другие законы, например, о „противодействии экстремистской деятельности“», — успокоила она.
«Проблема разграничения блога и интернет-СМИ в формальных выражениях, боюсь, неразрешима, — говорит эксперт CNews Analytics Юрий Яхин, — во всяком случае, я ее сходу разрешить бы не взялся».
Юристу тяжело комментировать законопроект, который пока не написан, но Юрий Яхин обратил внимание на будущие сложности сайтов, которые по «поправке Слуцкера» все же подпадут под критерии СМИ. По действующему закону свидетельство о регистрации или мотивированный отказ в его получении должен выдаваться соискателю за месяц, но «зарегистрировать СМИ сейчас не так-то просто. Регистрация официально занимает месяц, но на самом деле до получения свидетельства о регистрации может пройти полгода. Что же, на это время закрывать сайт? Или ограничивать число его читателей технически?» Яхин говорит, что, по его ощущениям, территориальные инспекции отказывают в регистрации не менее чем в половине случаев.
Эксперт обращает внимание еще на одну тонкость: «человек не может проконтролировать, сколько его читают. Допустим, сегодня 290 человек — и ему регистрироваться не надо. А завтра 1499 человек — и он должен регистрироваться. А послезавтра опять 290. При этом счетчики могут быть накручены».
Последнее, впрочем, вообще не проблема. Сергей Сергеев, руководитель маркетингового направления группы «Поиск» портала «Рамблер» говорит, что последствия накруток можно выявить легко, практически все их методы известны. «Если их отсечь, то можно определить истинную посещаемость сайта».
На вечер 11 февраля 2008 г., когда сенатор Слуцкер проводил пресс-конференцию об интернет-регулировании, «Яндекс» находил в Рунете 3,4 млн. блогов и 220,2 тыс. сообществ. Из них 1226 блогов и 1702 комьюнити посещает тысяча и более человек в день. Понятие интернет-СМИ в российском законодательстве в тот вечер было не формализовано, поэтому сколько интернет-СМИ пребывало в Рунете вечером этого дня, неизвестно. |